ВАСТУ-Шастра- Философия пространства и архитектура души

Васту-шастра (санскр. vāstu śāstra «наука строительства», «архитектура») — традиционная индуистская система архитектурного планирования и дизайна. Это самая древняя и наиболее совершенная из известных в наши дни систем градостроительства и благоустройства жилища. С помощью Васту можно построить целый город, храмовый комплекс, дом на участке земли, или оптимизировать «с ведической точки зрения» пространство обычной городской квартиры или даже отдельной комнаты! Считается, что по правилам Васту были построены знаменитый храмовый комплекс «Тадж-Махал» и древний город Мохенджо-Даро. В науке Васту используются такие инструменты, как организация жилого помещения по сторонам света, протекание в помещении бытовых процессов (ориентация во времени), наложение на схему помещения рисунка Васту-Пуруши – «домового», составление ведического гороскопа владельца помещения, Шри-Янтра (в трехмерном варианте, который называется лечебной пирамидой пространства или Меру-чакрой), зеркала и многое другое.

В самом первом приближении наука «энергической архитектуры» (или «архитектуры души») Васту отвечает на такие вопросы:

•       В какую сторону спать головой, чтобы снились хорошие сны и получалось просыпаться полным сил и энергии? (Замечено, что не все направления «одинаково полезны»);

•       Как лучшего всего расположить мебель в квартире с точки зрения «энергетики»?

•       Как получить желаемое: надежное богатство и солидное положение в социуме, постоянный успех в делах, крепкое семейное счастье?

Как мы видим, Васту – это такое «эзотерическое приложение» к архитектуре, которое позволяет не просто «построить дом, посадить дерево и родить ребенка», но и наполнить этот дом благоприятными энергиями, сделать так, чтобы ребенок рос здоровым и успешным, а дерево не засохло через пару лет.

Стоит подчеркнуть, Васту – это часть религиозной системы индуизма, которая существовала в Индии с древнейших времен, часть Санатана-Дхармы – «восточного пути» самосовершенствования. Путь этот (и, в частности, его ответвление – индуизм) – целостен и в положительном смысле научен – т.е. обоснован, отличается систематическим подходом и практичен. Поэтому он включает в себя составные (хотя и не обязательные для практики) части: в том числе, Аюрведу, Хатха-йогу (то, что у нас сейчас называется просто «йога»), Джйотиш (ведическую астрологию) и Васту, а также санскрит, классическую индийскую музыку, гимнастику и др. Изучение этих дисциплин (опять же, с пониманием их принадлежности к Санатана-Дхарме, пути духовности) помогает всем, в том числе «мирянам», (т.е. не монахам, обычным людям) через обретение успеха и покоя в погоне за благами мирскими прийти к пониманию высшего – себя и Бога, но не «напрямую», сурово, а как бы попутно привести в гармоничное состояние свои мирские дела: работу и финансы («Артха»), личную и семейную жизнь («Кама»), здоровье – для успешного совершения дел, которые все равно должны быть сделаны, нравится нам это или нет («Карма»), и достижения духовного Освобождения, Просветления («Мокша»).

Все это может показаться немного заумным, но это Восток – и тут все не так прямолинейно, и поделено не на «белое и черное» а, как минимум, вот на такие четыре части (а если «копать» глубже, то и больше)! Но суть вопроса такая восточная витиеватость ничуть не затемняет: Васту – это один из основных (наряду с Аюрведой, Джйотишь и йогой) способ достичь мирских благ прямо здесь и сейчас, на благо себя, семьи, и, возможно, всего мира. Поэтому в аутеничных текстах дается такое определение цели этой науки: «Через Васту-Шастру вся Вселенная обретает хорошее здоровье, счастье и процветание». Вполне созвучная чистому, здоровому и этичному образу жизни цель, не правда ли?

До XX века знание Васту преимущественно использовалось в храмовой архитектуре индуизма – то есть по этим принципам строили храмы и ашрамы, до какой-то степени – дворцы знати. Но начиная со второй половины XX века, когда знания Индии проникли на Запад, началось применение Васту и в обыкновенном, гражданском строительстве.

Все на Земле, включая строения, обладает собственной «жизнью», вибрирует, пульсирует. Отсюда делается простой вывод: если узнать закономерности, по которым это функционирует, можно получить пользу. Не верите? А почему тогда в некоторых домах «тяжело» и неприятно находиться, а в других, наоборот, легко? Наблюдательные люди наверняка заметили «приятные» и «нехорошие» дома, «добрые» и «недобрые» церкви, площади, улицы – все в одном городе. Даже просто переставив дома мебель по-другому, или покрасив стены в другой цвет, можно заметно изменить состояние людей, которые находятся подолгу в этом пространстве. Мастера Васту говорят, что помещение может лечить или калечить, давать успех или уменьшать шансы на благополучие, способствовать или препятствовать выстраиванию гармоничных семейных отношений. Также, если вы планируете ребенка, то не лишним будет разобраться с Васту (энергетикой) помещения, где он будет жить и расти. Немаловажную роль Васту помещения играет в том числе и в вопросах здорового и счастливого питания, в том числе Васту кухни (об этом предметно – чуть ниже).

«Ганапати Стхапати» утверждает, что архитектор и градостроитель Древней Индии по имени Майян был родоначальником науки Васту. Майян, как полагают, является автором «Майямата Васту Шастры» (трактата по архитектуре), а также «Сурья Сиддханты» (трактата по астрономии). Первая известная письменная форма этих текстов зафиксирована на пальмовых листьях между 3000 и 10000 лет назад. Более современные версии этих работ до сих пор используются учеными.

Стоит добавить, что в ведические времена люди, очевидно, ко всему относились как к живому – с вниманием и уважением (а иногда и страхом). Не только горы, озера, реки, леса и другие природные образования наделялись своего рода «душой» (или характером), но в том числе и рукотворные строения, такие как храм, дворец или жилой дом, рассматривались как «существа», или объекты, наделенные душой. В науке Васту важную роль играет такое понятие, как Васту Пуруша – «человек дома», или, по-русски говоря, «домовой». В каждом доме своя «Пуруша-Мандала», то есть расположение домового в помещении: считается, что его «тело» покрывает всю поверхность жилища. Соответственно, пупок, голова и другие части тела «домового» или «Пуруши», должны соответствовать тому, что в этих частях дома вы делаете. Скажем, вряд ли домовой будет счастлив, если вы установите туалет в области его головы, или мусорное ведро ему «на пупок».

Некоторые спрашивают: «а можно ли мне обустраивать дом по Васту, если я христианин»? Ответ простой – да, с индийской стороны к этому никаких препятствий. Как Христианство гармонично входит в Санатана-Дхарму (вселенский путь саморазвития) – по крайней мере, с точки зрения индусов, которые считают Христа аватаром Вишну – так и любой христианин, в том числе православный, может получить все надлежащие блага от использования Васту-Шастр. Конечно, если не имеет к этому внутреннего предубеждения, и духовный наставник (батюшка) не запрещает это.

Пугаться Пуруши-домового не надо, тут речь идет скорее об энергетике, чем какой-то мистике, или, тем более, колдовстве. Наука Васту в общих чертах похожа на другое «домовое» искусство – всем известный в наши дни Фен-Шуй. Все в Васту одновременно и научно, и сложно – то есть просто так подружиться с Пурушей, проведя пару сеансов пляски с бубнами, не выйдет – надо будет хорошенько посидеть-подумать, а потом двигать мебель. Иначе с «домовым», по индийским представлениям, надолго не подружишься!